Специально организованная деятельность (занятие) - это регламентированное местом, временем и длительностью в соответствии с возрастом детей специально организованная форма образовательного процесса в учебной деятельности дошкольника. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании занятия в учреждении дошкольного образования классифицируются по: - количеству детей: индивидуальные, подгрупповые, групповые; - дидактическим задачам: усвоение нового, закрепление ранее приобретенного, творческое применение представлений, умений, навыков; - содержанию дошкольного образования: доминантное, интегрированное.
Интегрированное занятие – это занятие, на котором соединяют представления из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития. Например: «Искусство» + «Музыкальная деятельность» + «Ребенок и природа» + «Художественная литература» Комбинированное занятие – это занятие, на котором происходит сочетание разных видов деятельности и несколько дидактических задач, не взаимосвязанных между собой, Например: «Изобразительное искусство. Рисование» + «Ребенок и общество. Игровая деятельность»
Комплексное занятие - занятие, на котором происходит реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. Например: Беседа о правилах пожарной безопасности+ игра+ рисование, т.е. используются виды деятельности по очереди. Дидактические принципы проведения занятий: -принцип научности: ориентация процесса обучения на формирование у детей целостной картины мира и создание его реального образа; -принцип наглядности: активизация имеющегося опыт детей, иллюстрирование изучаемых представлений, -принцип доступности: от легкого к трудному, от простого – к сложному, от известного – к неизвестному, -принцип системности и последовательности, -принцип сознательности и активности.
Структура занятий.
Занятие по усвоению нового материала выстраивается по следующей структуре: 1) актуализация ранее полученных представлений; 2) постановка цели и задач (дети старшего возраста); 3) первичное восприятие нового материала; 4) осмысление; 5) первичное закрепление; 6) проверка через наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов детской деятельности, индивидуальных достижений.
Следующий тип занятия – закрепление ранее приобретенного имеет следующую структуру: 1) актуализация ранее полученных представлений; 2) постановка целей и задач (дети старшего возраста); 3) вторичное закрепление; 4) отработка умений, навыков; 5) проверка через наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов детской деятельности, индивидуальных достижений.
Целесообразно использовать следующие занятия по сюжетно- тематическому оформлению: занятие-эксперимент; занятие-опыт; занятие- путешествие; занятие-игра; занятие-викторина; занятие-вернисаж; занятие- мастерская; занятие-лаборатория и другие.
Занятие по творческому применению представлений, умений, навыков имеет следующую структуру: 1) актуализация ранее полученных представлений; 2) постановка целей и задач (дети старшего возраста); 3) активизация познавательной деятельности детей (проблема, ситуация, вопрос, противоречие и др.); 4) самостоятельная, свободная деятельность детей; 5) проверка через наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов детской деятельности, индивидуальных достижений; 6) определение ближайших перспектив познания. По сюжетно-тематическому оформлению такие занятия могут быть: занятие- путешествие; занятие-игра; занятие-сказка; занятие-конкурс; занятие- соревнование; занятие-вопрос; занятие-вернисаж; занятие-проект; занятие- мастерская; занятие-лаборатория; занятие-приключение; занятие-открытие; занятие-презентация и другие.
Варианты ритуалов начала занятия:
- Сюрпризный момент как смысловая завязка занятия в соответствии с возрастом: интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к известному, красивый опыт.
- Приветствие – эмоциональная минутка «Вхождение»:
- «Дружные ладошки»: Мы ладонь к ладони приложили и всем дружбу свою предложили. Будем дружно мы играть, чтобы добрыми и умными стать.
- «Круг друзей»:* Я-твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
*1-2-3-4-5. Всех нам надо сосчитать
Хмуриться не будем, про печаль забудем, станем улыбаться, будем заниматься.
-«Узел дружбы»: - Дети протягивают свои ладони к ладони воспитателя, Он накрывает их своей другой ладонью и говорит: « Вот какой крепкий узел получился. Это поможет нам дружить и помогать друг другу»;
- Колокол»:- Дети в кругу, берутся за руки, поднимают их, а затем резко опускают, произнося при этом «Бум!» и т.п.
3. Использование колокольчика;
4.Придуманные совместно с детьми и по-разному оформленные сигнальные карточки;
5.Чистоговорки и пословицы (хоровое проговаривание),в разном темпе и с разной интонацией: с удивлением, печалью, с удовольствием и т.п.
6. Различные варианты пальчиковой гимнастики;
- Игровое упражнение «Бусы из слов»: каждым ребенком по очереди по одному слову рассказывается знакомое стихотворение с нравственным смыслом и с заложенным мотивом предстоящей деятельности.
- Гимнастика для ума (например, на определенное движение вспоминаются время года, месяц, день недели, части суток; т.п. инаоборот, на определенное понятие дети делают заданное движение);
- Использование определенных кратковременных музыкальных мелодий.
10. Игровое упражнение « Передай хлопок ». Дети по очереди передают хлопок, стоящему рядом по кругу и в обратном направлении;
11. Игровое упражнение «Хлоп-топ». Воспитатель задает ритм по кругу: 2 хлопка, 3 притопа, и ритм катится по кругу;
12. Игровое упражнение «Слушаем звуки вокруг».
Активизация познавательной активности детей с помощью вопросов
Лучший способ задать интересный вопрос – перепробовать все типы вопросов
Воспитанники 1 и 2 младших групп:
Определительные, простые вопросы: « Что?», «Кто?», «Где?».
Ответы на них не требуют фактической информации и ориентированы на работу памяти.
Причинно-уточняющие : «Зачем?», «Почему?», «Для чего?», « Ты действительно так думаешь…?», «Верно ли?», «Правда ли?»
Учат ребенка анализировать, понимать и обобщать услышанное.
Воспитанники средних групп:
Причинно-уточняющие вопросы: «Каким образом?», «Почему так происходит?», Как?».
Вопросы – гипотезы: например - « А верблюд кушает хлеб?, «Девочка плачет потому что потерялась?» и т. п.
Воспитанники старших групп:
Вопросы-интерпретации: начинаются со слова «Почему?».
Учат детей навыкам осознания причин тех или иных явлений, поступков, мнений. Дети, объясняя ситуацию, развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.
Оценивающие вопросы: «Почему это отличается от другого?», « Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», « Я сомневаюсь в правильности… Что вы мне скажете?», « Если …, то что может стать (произойти, получиться)?», «Почему так происходит?»
Вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления, осознание своего отношения к тем или иным событиям, фактам.
Практические вопросы : «Как бы вы поступили?», «Как и где в обычной жизни ….?», «Как мы можем действовать?», «Как вы отгадали, что?»
Эти вопросы требуют от ребенка каких-то действий. Их лучше начинать со слов: «Как мы можем…». Вопрос нужно формулировать максимально точно. В нем должна звучать проблема интересная ребенку. Например: «Как следует поступать, когда видишь, что кто-то обижает животных?», «Как в обычной жизни сделать воздух чище?»
Творческие вопросы:« Что изменилось в мире, если бы?», «Как вы думаете?», «Как вы отгадали, что…?», «Что произойдет с.., когда…?», «Хотелось бы вам узнать…?», «Интересно вам узнать, что было потом? Спросите меня об этом». В таких вопросах есть элемент слова «бы». Эти вопросы развивают у ребенка гибкость мышления. Не бывает правильных и неправильных творческих вопросов. Для одного занятия достаточно 1-3 таких вопросов. Не стоит отвечать педагогу на свой собственный вопрос, если дети не готовы на него ответить.
Рефлексивные задания для детей.
* Оценка должна быть не травмирующей! Важно, разделить оценку конкретной работы и оценку качеств личности самого ребенка!
* Оценка – способ зафиксировать, осмыслить сегодняшний результат, выявить проблемы, причины неудач, найти путь к успеху.
Воспитанники 1 и 2 младших групп:
В каждом занятии воспитатель дает только положительную оценку успехам ребенка, подкрепляющую стремление ребенка что-то сделать или узнать.
Воспитанники средних групп:
На положительном эмоциональном фоне дается оценка как сравнение результатов деятельности ребенка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей: «Молодец за «что».
Воспитанники старших групп:
* Ребенок оценивает свое участие в занятии;
* Оценка осуществляется в индивидуальном общении, а не в присутствии сверстников, Вводится элемент справедливой критичности.
* Возможно сравнение работы ребенка с эталонной.
Вопросы, формирующие самооценку ребенка:
«Как ты задумал выполнить работу? А как действовал? Почему»;
«Расскажи по порядку, как ты действовал, что делал для выполнения работы?»;
«Ты говорил о том, что для выполнения этой работы очень важна аккуратность. Оцени свою работу, Сравни ее с работой, выполненной раньше. Что ты можешь сказать? Чем они отличаются? Почему? Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?»;
«Что помогло тебе справиться с заданием (какое качество характера)?»;
«Как ты думаешь, почему сегодня получилось лучше (хуже)? Что у тебя получилось лучше всего? Что было в этой работе самым трудным? Интересным? Веселым? Приятным? Загадочным?»;
«Какие умения пригодились тебе для того ,чтобы справиться с заданием?»;
«Что ты узнал нового? Чему научился?».
Варианты итога занятия.
1. Воспитатель предлагает детям ответить:
* «Какой вывод вы сделали после занятия?»
* «Что узнали нового?», «Что можете рассказать маме (папе)?»
* « Что запомнили?»
* «Что было самым интересным?»
* « Что можно сказать о занятии, выражая свои мысли « наоборот»?
* « Бывает ли так?», «Смогли ли мы помочь?», «Смогли ли мы убедиться? Доказать?»
- Придумать задание или загадку для родителей;
3. Подумать о … и обсудить на следующем занятии;
4. Использовать рефлексивный метод: «Продолжите фразу»:
-Сегодня было интересно…
-Я понял, что…….
-Мне захотелось….
-Трудно было….
-Я почувствовал….
-Я научился…..
-Я смог…..
5. Использование метода «Зарядка» при оценке: интереса и активности на занятии.(«хлопки над головой»- отлично, «присесть на корточки» - плохо и т. п.);
6. Использование рефлексивного метода «Дерево настроения»: с помощью цветных силуэтов дается оценка предложенного критерия;
7. Назовите вопросы, ответ на которые вы бы хотели услышать от воспитателя;
8. Емкий фразеологизм с нравственной направленностью( проговаривание хором);
9. Мини-притчи(для детей) по теме занятия;
10.Релаксация под музыку и слова воспитателя;
11.Сюрприз от воспитателя, связанный с темой занятия;
12.Придуманный совместно с детьми «Ритуал прощания»;
Десятка вопросов воспитателю для самоанализа занятия
1.Какой была собственная подготовленность к занятию? Удалось ли побудить детей к предстоящей познавательной деятельности? Грамотно ли были сформулированы воспитанникам цели и задачи предстоящей деятельности (средний – старший возраст)?
2. Какие приемы мотивации были использованы и насколько удачными были они?
3. Насколько целесообразно было использование материалов и оборудования? Соблюдены ли правила безопасности для жизнедеятельности детей?
4. Как было организовано усвоение (закрепление, творческое применение) представлений, умений и навыков по времени, доступности, объему?
5. Оцените степень активности детей на занятии: сколько раз и кто говорил, почему молчали остальные? Стимулировался ли интерес и положительные эмоции воспитанников во время занятия?
6. Удалось ли вам грамотно подобрать ведущие методы и приемы обучения детей в соответствии с типом занятия?
7. Что было дано в виде готовых представлений, а до чего додумались дети? Что смогли бы ответить дети на вопрос: «Зачем мы это делали?»
8. Какие приемы использовались для оценки деятельности детей, не была ли оценка травмирующей для ребенка? Какова была психологическая дистанция между взрослым и детьми: «над», «рядом», «вместе»?
9 .Что целесообразно было бы изменить в занятии?
10. Что можно было бы поставить себе в «плюс», а что – в «минус»? Вы получили удовлетворение от совместной деятельности с детьми?
разгарнуць » / « згарнуць